Как самостоятельность в обучении повышает его эффективность

Одно из моих глубоких убеждений - чем самостоятельней студент при изучении иностранного языка, тем эффективней весь процесс.
Почему?

В обучении иностранному языку мы, преподаватели, стремимся к непроизвольному запоминанию материала у студентов. Это когда вам не дают задание "вызубрить слова/ правило чтобы от зубов отскакивало", а когда дают такие речевые упражнения на эти слова и правила и в таком количестве, что вы в процессе выполнения их волей-неволей запоминаете.

Чтобы техника непроизвольного запоминания эффективно срабатывала, для нее есть несколько условий. В частности, она лучше работает, когда человек проводит самостоятельную интеллектуальную обработку поступающей информации. Это значит, когда он активно ее анализирует, предвосхищает, делится результатами анализа с одногруппниками, презентует их, оценивает свою же работу - в общем и целом, выступает сам себе учителем.

Как мы конкретно применяем эти принципы на занятиях - вот несколько примеров:



✔️Студенты сами, под ненастойчивым руководством преподавателя, выводят на уроке грамматические правила;

✔️ Они даже могут самостоятельно изучить несложное правило дома или освежить когда-то изученное правило, и на уроке они выходят к доске, чертят схемы и разъясняют то, что они поняли/помнят;

✔️Они сами исправляют свои ошибки, после того как преподаватель лишь указал на их место;

✔️Они сами пытаются перевести слово, на основе разъяснений преподавателя на английском или пользуясь электронными словарями на уроке;

✔️С помощью преподавателя, который проводит какие-то аналогии, но САМИ студенты пробуют спеллинговать новые услышанные слова;

✔️ Студенты от среднего уровня и выше делают презентации по какой-то теме и выступают экспертами на занятии, делясь с одногруппниками своими знаниями.

Например, на фото студент - инженер рассказывает про сферу своей компетенции - стабильность зданий - своим коллегам, после презентации отвечает на вопросы. Все на английском только. Моя подготовка к такому занятию заключается в том, что я заранее вычленяю полезную и сложную лексику из его презентации и готовлю пару заданий на эту лексику, которые мы с группой прорабатываем перед презентацией, чтобы студентам было а) легче ее воспринимать, б) чтобы они вынесли из презентации и темы нужную им лексику и применяли в своей речи.

Понятно, что преподаватель не может ВЕСЬ процесс обучения переложить на хрупкие печи студентов, но поверьте мне, что он может МНОГОЕ им делегировать, даже с низких уровней. И чем меньше информации студент будет получать на блюдечке и чем больше его мозг будет работать САМ, тем уверенней он будет самостоятельно говорить.